Экология


Полномочия и ответственность органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды.

Согласно закону РФ «Об охране окружающей среды, органы местного самоуправления ответственны за экологическое состояние всей подведомственной территории и обязаны оказывать содействие гражданам в реализации их прав в области охраны окружающей среды. Муниципальные власти вправе использовать данные экологического мониторинга для разработки прогнозов социально-экономического развития и целевых программ в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ФЗ № 131 (ст.16), к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, и вопросы охраны окружающей среды:
-организация мероприятий по охране окружающей среды в границах сельского поселения;
-организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории сельского поселения, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;
-организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
-организация благоустройства и озеленения территории, использования и охраны зеленых насаждений, расположенных в границах сельского поселения.
Негативное воздействие населенных пунктов на природные системы складывается, в том числе, и от системы обеспечения жизнедеятельности населения (отопительные котельные, очистные сооружения канализации, образование и захоронение твердых бытовых отходов т.д.), а также от предприятий автотранспорта, пищевой промышленности, обслуживания, торговли. Так, при сжигании топлива, в производстве различных видов продукции в атмосферу поступают вредные выбросы, в реки и водоемы сбрасываются загрязненные промышленные и бытовые стоки, образуются значительные количества бытовых и промышленных отходов. Таким образом, загрязняются почвы, воды, атмосферный воздух, страдает растительный и животный мир. Кроме того, экологическая обстановка определяет и качество жизни населения, привлекательность территории, формирует имидж поселения.
Действия администрации поселения должны быть направлены в первую очередь на предупреждение загрязнений окружающей среды путем последовательного и планомерного внедрения современных технологий, способствующих снижению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Экологическое и санитарное состояние территории поселения.

Атмосферный воздух. Атмосферный воздух относится к числу приоритетных факторов окружающей среды, оказывающих непосредственное влияние на здоровье населения. Состояние воздушного бассейна является одним из основных факторов определяющих экологическую ситуацию и условия проживания населения.
Качество атмосферного воздуха зависит от интенсивности загрязнения его выбросами от стационарных и передвижных источников загрязнения.
Более 80% вклада в загрязнение воздушного бассейна вносят выбросы от автотранспорта. Низкий технический уровень автотранспорта, отсутствие систем нейтрализации отработанных газов, высокая плотность транспортного потока, недостаточная развитость улично-дорожной сети способствуют загрязнению атмосферного воздуха.

По данным ГУ «Воронежский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» концентрация в атмосферном воздухе основных загрязняющих веществ составляет (период с 2006 по 2010 год):
по диоксиду азота – 0,05-0,07 мг/м3;
по оксиду углерода – 1,6-3,0 мг/м3;
по диоксиду серы – 0,03-0,05 мг/м3;
прочие – 15-20% от ПДК.
Следовательно, состояние воздуха отвечает всем гигиеническим и экологическим нормативам.
Основными задачами в области охраны атмосферного воздуха на территории поселения являются:
внедрение новых технологических процессов, сырья и материалов;
разработка проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий;
переселение населения, проживающего в санитарно-защитных зонах;
организация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и оснащение источников выбросов газопылеулавливающими установками, своевременная паспортизация вентиляционных устройств и газопылеочистных установок с оценкой их эффективности;
оптимизация движения автотранспорта по дорожной сети населенных пунктов;
перевод автотранспорта на газовое топливо;
озеленение магистральных улиц и санитарно-защитных зон с двухъярусной посадкой зеленых насаждений;
совершенствование системы мониторинга за состоянием атмосферного воздуха в жилой зоне.

Водные ресурсы. На территории Бодеевского сельского поселения расположены реки Дон и Хворостань, озера Старый Дон, Бодеевское и другие.
Согласно водному кодексу РФ №74-ФЗ от 03.06.06г. ст. 65 для рек, озер, водохранилищ и др. поверхностных водных объектов устанавливается водоохранная зона и прибрежно-защитная полоса.
Водоохранная зона для прудов, озер, расположенных на территории Бодеевского сельского поселения не устанавливается.
Протяженность реки Дон по территории Бодеевского сельского поселения - 6,4 км, общая протяженность реки Дон от истока до рассматриваемого сельского поселения составляет более 50 км. Учитывая вышесказанное, водоохранная зона для реки Дон в указанном районе составляет 200 м, ее площадь 128 га (река протекает по границе).
Протяженность реки Хворостань по территории Бодеевского сельского поселения - 2,4 км, общая протяженность реки Хворостань от истока до рассматриваемого сельского поселения составляет 10-50 км, в связи с чем водоохранная зона реки составляет 100м, ее площадь 47 га.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет:
- 30 м – для обратного или нулевого уклона;
- 40 м – для уклона до трех градусов;
- 50 м - для уклона три и более градуса.
Режим водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта.
В пределах водоохранной зоны необходимо контролировать соблюдение специального режима, являющегося составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.
В границах водоохранных зон запрещается:
- использование сточных вод для удобрения почв;
размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
Движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Заправка строительно-дорожных машин осуществляется только от передвижных заправочных машин вне территории водоохранной зоны.
Бытовые отходы упаковываются в герметичные полиэтиленовые мешки с последующим вывозом на полигон ТБО для захоронения.
В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к вышеуказанным ограничениям, запрещается:
распашка земель;
размещение отвалов размываемых грунтов;
выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.
Закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

Причины загрязнения поверхностных и подземных вод. Загрязнение поверхностных и подземных вод, неудовлетворительное качество питьевой воды относятся к наиболее приоритетным проблемам, поскольку практически все водные объекты Воронежской области в той или иной степени загрязнены. Среди главных причин продолжающегося интенсивного загрязнения водных ресурсов – отсутствие централизованной канализации на территории сельского поселения - недостаточные темпы строительства очистных сооружений, недостаток локальных очистных сооружений (перед сбросом сточных вод промышленных предприятий в системы канализации), недостаточное развитие системы оборотного водоснабжения, отсутствие чистых технологий.
Основными задачами в области защиты поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения являются:
- развитие систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения;
- обеспечение качества питьевой воды, подаваемой населению, путем внедрения средств очистки;
- поиск новых источников подземных вод и их освоение с целью обеспечения населения качественной питьевой водой;
- предотвращение загрязнения и истощения источников питьевого водоснабжения за счет ликвидации непригодных к дальнейшей эксплуатации скважин;
- повышение эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий;
- совершенствование систем учета и контроля за потреблением питьевой воды;
- осуществление развития нормативной правовой базы и хозяйственного механизма водопользования, стимулирующего экономию питьевой воды.

Почва. Почва является одним из факторов среды обитания, оказывающих прямое и опосредованное влияние на состояние здоровья населения. Состав и свойства почвы находятся в тесной взаимосвязи с качеством и безопасностью атмосферного воздуха, питьевой воды и воды открытых водоемов, продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Особенно остро стоит вопрос переработки и захоронения отходов производства и потребления. Отсутствие предприятий и технологий по переработке бытовых и некоторых видов промышленных отходов, несоответствие имеющихся мест захоронения и временного хранения отходов санитарно-гигиеническим требованиям приводит к бесконтрольному загрязнению почвы, зачастую превосходящему ее естественную способность к самоочищению.
Значительный вклад в химическое загрязнение почвы вносят выбросы от автотранспорта.
Кроме того, одним из источников загрязнения почвы являются химические средства защиты растений и минеральные удобрения. Особенностями, определяющими потенциальную опасность пестицидов для человека и среды его обитания, являются высокая биологическая активность их при малых уровнях воздействия, способность циркуляции в окружающей среде и возможность контакта с ними населения. Проблемой в области обращения отходов является хранение непригодных к употреблению пестицидов. Наряду с химическими, гигиенически значимыми являются паразитологические показатели безопасности почвы.
Основными задачами по обеспечению безопасности почвы являются:
- утилизация и захоронение отходов производства и потребления;
- обезвреживание непригодных к применению и запрещенных пестицидов;
- утилизация отходов лечебно-профилактических учреждений;
- проведение рекультивации нарушенных земель. Мероприятия по рекультивации земель разрабатываются в соответствии с общими требованиями к рекультивации земель изложенными в ГОСТ 17.5.3.04-83 и требованиями к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ указанными в ГОСТ 17.4.3.02-85.

Радиационный фон. Гамма-фон Бодеевского сельского поселения не превышает естественного уровня и составляет 9-13 мкР/час.


Дата создания: 21.06.2012 16:37

Дата последнего изменения: 14.11.2012 13:34

На главную страницу